Спасибо, Иван Петров! Внук поклонился памяти деда, захороненного в братской могиле в Заславле
Внук, погибшего в бою в день освобождения Минска фронтовика Ивана Петрова, нашел могилу деда в Заславле, и приехал из Пермского края поклониться его памяти.
На траурной плите с именами воинов и партизан, захороненных в братской могиле на Заславском кладбище, фамилии Петрова Ивана Прокопьевича нет. Как и еще 9 воинов, имена которых удалось восстановить в последнее время. Однако председатель Заславского горисполкома Светлана Карташёва заверила, что дополнительная плита с указанием фамилий 10 погибших воинов будет установлена до 75-летия Великой Победы. — Я постараюсь приехать в Беларусь в этот святой для всех нас праздник, чтобы еще раз поклониться и деду, и всем павшим, — пообещал Константин Тарасов.
«В 18:00 бригада полностью овладела Заславлем»
3 июля 1944 года, когда советские войска вели бои за освобождение Минска, 31-я танковая бригада наступала с северо-востока. Вот как описан тот день в журнале боевых действий подразделения (стиль сохраняем, потому что в те дни было не до словесной эквилибристики). «В районе Острошицкого городка бригада встретила сильное сопротивление противника — читаем в документе. — С большими боями прорвали сильно укрепленную сплошную оборону немцев глубиной 12 километров. Противник сильно укрепил оборону шоссе огневыми точками и танковыми «засадами». Всего отмечено около 30 танков типа «пантера», спрятанных в засадах. Продвигаясь по шоссе с боем под непрерывным перекрестным огнем противника, бригада огнем своих танков подбила 4 «пантеры», разбила три колонны автомашин (до 150 машин) и уничтожила до 250 солдат и офицеров противника. Своими действиями бригада заставила отойти танки и пехоту противника, которые прикрывали подходы к г.Минску с севера и северо-востока». Но день еще не закончился. Читаем дальше: «Продолжая наступать на Заславль, танки бригады переправились через ручей в Аронова Слобода. 4 танка во главе с командиром бригады на «Вильямсе», не дожидаясь, когда переправятся все машины, вырвались вперед и совершенно неожиданно для противника ворвались в Заславль. Вражеские железнодорожные эшелоны с продовольствием, вещевым имуществом, автомашинами и людьми, готовые к отправке, были захвачены (8 эшелонов, около 450 вагонов и платформ, 9 паровозов, до 200 автомашин). Взяты в плен до 1 000 солдат и офицеров противника. В уличных боях было уничтожено 4 орудия, 5 станковых пулемета и до 100 человек личного состава противника. В 18:00 бригада полностью овладела Заславлем и, продолжая наступление, выступила на Раков». Скорбный итог бригады того дня: сгорели 5 танков Т-З4 и один бронетранспортер, подбиты 2 танка Т-34, ранен 21 человек, трое погибли. Среди воинов, которые в тот день навечно остались лежать в белорусской земле, был и солдат с истинно русскими именем и фамилией Иван Петров.
С фронта не вернулись
Иван Прокопьевич Петров родился в селе Нижняя Язьва Красновишерского района Молотовской области (ныне Пермский край). Работал в местном колхозе «Искра», слыл человеком трудолюбивым и хозяйственным, хорошим семьянином. В 1941 году, как и многие его односельчане, ушел на фронт, оставив, как оказалось, навсегда, жену Серафиму Алексеевну и двух дочушек — 10-летнюю Анну и 2-летнюю Марию. Вместе с Иваном воевать против фашистов ушли и его младшие братья – Василий и Леонид. Василий пропал без вести в 1942 году. И только к Леониду фронтовая судьба оказалась милостива: он прошел всю войну, был ранен, но остался жив. После Победы на груди лейтенанта-летчика красовался целый ряд боевых орденов и медалей. Серафима, жена павшего на белорусской земле Ивана, осталась вдовой в 35 лет, растила и поднимала на ноги дочек одна. Не покладая рук работала в колхозе, потом в лесхозе. Умерла в 1991 году. Мария Ивановна, младшая дочь фронтовика, в нынешнем мае отметила 80-летний юбилей. Отца она не помнит, разве только то, что после войны в Нижнюю Язьву приезжал его друг и однополчанин. Вернул семейные фотографии, которые Иван всегда носил с собой, и рассказал, где тот похоронен. Но тогда никто из родных поехать в Белоруссию на его могилу не смог: жили трудно, бедно. А потом точное место захоронения стерлось из памяти вовсе. Не сохранилось и фото Ивана Прокопьевича…
Всё еще безымянные
В семье Прокопия и Варвары Петровых кроме трех сыновей были две дочери — Нина и Антонина. — Я давно хотел узнать судьбу моих дедов, родных братьев бабушки, погибших на войне, — рассказывает Константин Тарасов, внук Антонины Прокопьевны. — Но все как-то было недосуг. В нынешнем году решил не откладывать поиски. А еще дал себе слово: если узнаю, где их могилы, обязательно побываю на них. Через сайт «Мемориал» узнал, что Иван Прокопьевич Петров, старший сержант 15-й танковой дивизии, погиб 3 июля 1944 года при освобождении города Заславля, похоронен там же. Чтобы уточнить место захоронения, Константин, юрист по образованию и основатель собственной юридической компании, написал запросы в Министерство обороны Республики Беларусь, Минский райисполком, краеведческий музей Заславля. И ответы не заставили себя долго ждать. Из Минского райисполкома сообщили, что старший сержант Иван Прокопьевич Петров похоронен в братской могиле, на гражданском кладбище города Заславля, вместе с 136 воинами и партизанами, павшими в боях за город. Имена 98 из них неизвестны до сих пор. — Как раз в июне 2019 года в Минске проходили ІІ Европейские игры, и я, как болельщик сборной России по борьбе, решил посетить это замечательное событие и обязательно побывать на могиле дедушки, — продолжает Константин.
Гостеприимный Минск
Минск, за освобождение которого сложил голову его дед, по-доброму поразил Константина. — Последний раз я был здесь лет 20 назад, — рассказывает собеседник. — И тогда город, построенный после войны фактически заново, впечатлил. А за последние десятилетия и вовсе преобразился до неузнаваемости. Много красивых и оригинальных новостроек. Удобный и четко работающий городской транспорт. Чистота везде, приветливые доброжелательные люди. Действительно европейская столица. Что касается ІІ Европейских игр, то, как выразился Константин, спортивный болельщик со стажем, — тут и вовсе слов нет. — И по части организации международных соревнований, и по качеству спортивных арен, и по гостеприимству белорусы оказались на высоте, — отмечает российский гость. — В очередной раз Минск доказал, что может принимать спортивные форумы мирового уровня.
«Белорусская земля мне тоже стала родной…»
Когда на минском стадионе «Динамо» погас огонь II Европейских игр, Константин не поспешил в родную Пермь, а направился в Старые Дороги к своим землякам Вениамину и Надежде Елькиным. Некогда отец Вениамина работал на «Уралкалии», а затем трудился на Солигорском калийном комбинате. Так и остался в Беларуси, прикипел к этой земле. Позже Вениамин и Надежда приехали в Синеокую, чтобы ухаживать за отцом-пенсионером, но, как и папа, пустили здесь корни. 3 июля 2019 года, в 75-летний юбилей освобождения Беларуси от фашистов и в день гибели Ивана Петрова, Вениамин и Надежда отвезли Константина на могилу фронтовика. — Мы поклонились и помянули дедушку, всех погибших за свободу и независимость нашей Родины, — волнуясь, говорит внук Ивана Прокопьевича. — Слезы наворачивались на глаза, мысленно разговаривал с дедом и рассказывал о жизни его супруги, дочерей и внуков. Вечная память павшим героям! 224 тысячи жителей Пермского края не вернулись с фронта. Многие, как и мой дед, навечно остались на белорусской земле. Земле, которая с этого дня стала родной и мне. Я дал слово деду, что буду часто приезжать к нему и обязательно привезу свою дочушку. А еще Константин попросил меня передать огромную благодарность всем, кто откликнулся и помог ем у найти могилу деда. — Благодаря им, — сказал на прощание гость, — я смог выполнить свой гражданский долг перед семьей и потомками. Спасибо всем!
Владимир НИКОЛАЙЧУК
источник: Вечерний Минск