В Заславле открылась постоянная экспозиция, посвященная истории торговли
В Заславле открылась постоянная экспозиция, посвященная истории торговли. Что там смогут увидеть посетители, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» главный хранитель фондов историко-культурного музея-заповедника Александр Рак.
— В конце XIX — начале XX века значительную часть жителей в местечке Заславль составляли евреи, — пояснил А. Рак. — Некоторые из них были ремесленниками. Остальные торговали, причем прямо в своих домах, отведя одну половину домочадцам, другую, с отдельным входом, — лавке. В Заславле лет 100–130 назад функционировало от 10 до 15 частных торговых точек. В них продавали посуду, крупы, хлеб, табачные изделия, орудия труда, инструменты, ткани и многое другое. Мы постарались воссоздать интерьер и атмосферу лавки того времени. Экспонатов набралось больше сотни. Что-то покупали, что-то приносили местные жители.
Вошли внутрь. Помещение не очень большое — примерно 15–16 кв. м, как и было в далеком прошлом. Вот традиционная стойка, за которой встречал посетителей хозяин. По стенам — полки с расставленным товаром. Чего там только нет! Самовары, подносы, лампы, ручные кофемолки, медные тазики, миски и ведра, ступки, котелки, утюги. Внизу — холщовые мешочки с чаем, приправами. Большая сахарная голова. Кстати, из настоящего сахара. От нее откалывали куски и продавали на развес.
Среди вещей много всяких диковинок. Наши предки не владели продвинутыми технологиями, но жить тоже хотели с комфортом. И придумывали всякие хитрости. Например, приспособление для уничтожения мух. Для чего оно, сразу и не понять. Долго разглядывала стеклянную колбочку необычной формы. Дно не сплошное, а с прорезью по окружности, стоит на трех ножках на поддоне. Внутри края изогнуты вверх.
— Это мухоловка, — объяснил А. Рак. — В желобок заливали сироп, горлышко сверху закрывали пробкой. Мухи снизу забирались в жидкость, а выбраться уже не могли.
Вот это и есть сладкая смерть! Полезное изобретение, и никакой химии. Еще один предмет — слегка изогнутый резервуар из меди с пробкой литра на полтора. По бокам ушки. Назначение его неясно. В итоге оказалось, что это… грелка. Внутрь заливали горячую воду и клали на спину или грудную клетку при простудах. Вещица досталась музею от местного дедушки. Признался, что держал в ней самогонку. А когда гнать перестал, грелка актуальность потеряла.
А вот глиняная бутылка начала XX века. В таких из Германии в Беларусь привозили минеральную воду. Продал емкость музею заславский абориген, который тоже держал там самопальное спиртное. На полках напротив — старинная фарфоровая посуда. Надпись на донышке тарелки гласит: «Товарищество М. С. Кузнецова — поставщика Его Императорского Величества». Раритет приобрели у одной минской семьи.
Ниже в ряд зависли с десяток колокольчиков. По размеру примерно одинаковые, но с разным звучанием.
— Часть колокольчиков из Нижегородской губернии, где их и отлили, — продолжил главный хранитель фондов. — А на этих написано: «Дар Валдая, 1877 год». Отгадайте, для чего они служили?
Перебрала все возможные варианты, но ни один не подошел.
— Дороги в XIX веке шириной не отличались, и в сумерках или ночью повозки могли столкнуться, — сказал А. Рак. — Чтобы этого не произошло, под дугами лошадиной упряжи подвешивали колокольчики. Слышны они были издалека, возницы двигались с осторожностью и уступали друг другу дорогу. Кроме того, колокольный звон служил сигналом для почтовых станций. Когда ямщик приближался, ему уже готовили смену лошадей.
Еще одна «непонятка» — большая медная кружка с двумя близко расположенными ручками. Не угадав ее назначение, снова спросила:
— Зачем две ручки?
— Кружка — мера для сыпучих продуктов. На рынке торговали не только мешками, но и в розницу. И зачерпнуть муку, соль, крупу, держа кружку двумя руками, гораздо легче и удобнее, чем одной.
С любопытством рассматривала и другие экспонаты: старинные купюры Российской империи, спички и папиросы, мыло середины XIX века производства завода Крестовниковых, весы 1910 года изготовления, небольшие медные чайники и кастрюльки на ножках, которые ставили прямо на огонь.
Невозможно было не задержаться возле одной из стен, на которую нанесены старинные меры длины. Наши предки прекрасно их знали, а вот наше поколение с ними не знакомо. Оказывается, пядь — это расстояние от кончика вытянутого указательного до кончика вытянутого большого пальца и составляет 17,78 см. Аршин измеряется от кончиков пальцев руки до плеча и равен 71,12 см, локоть — от кончиков пальцев до локтя и достигает 45 см.
Сложнее всего с косой саженью: она измеряется от поднятой вверх и наискось руки до мыска противоположной ноги и составляет 2,48 м. Впечатляет! Интересно, в каких случаях использовали эту меру? По крайней мере, поговорка «косая сажень в плечах» вряд ли могла соответствовать реальности.
Вышла из музея «Торговая лавка» с полным ощущением того, что побывала в историческом прошлом.