Заблудившийся автобус, или, Почему в Заславле пассажирскими перевозками уже больше 20 лет занимается ЖКХ – zaslavl-info.by

Заблудившийся автобус, или, Почему в Заславле пассажирскими перевозками уже больше 20 лет занимается ЖКХ

О пассажирских перевозках в Заславле на страницах газеты "Рэспублика".

Мы продолжаем разговор, начатый в одном из прошлых номеров «Р». По всей стране на балансе организаций ЖКХ сегодня осталось более 2000 непрофильных объектов. Бывшие военные городки, заброшенные недостроенные промышленные здания, а еще дома быта, обанкротившиеся предприятия и масса других активов, которые к коммунальному хозяйству по законам логики относиться вовсе не должны. Но относятся! Попадаются в этом перечне и совсем уж экзотические варианты. Такие, к примеру, как автобусы для пассажирских перевозок, работающие в Заславле. Небольшой парк этого городка, имеющего, кстати, статус спутника Минска, находится в собственности КУП «ЖКХ Минского района». Между тем обслуживание и содержание автотранспорта — достаточно весомая статья расходов. Мешает ли это основной деятельности предприятия и платят ли за убытки перевозчиков потребители коммунальных услуг — в парадоксах вопросов собственности разбиралась корреспондент «Р».

 

Так выглядят непрофильные активы ЖКХ.
 

Остановка по требованию

Отправляюсь в Заславль. Раннее утро. На остановке общественного транспорта уже собираются горожане. Люди стараются придерживаться расписания, потому что следующий автобус прибудет только через минут 40—50, в зависимости от маршрута. Таков сегодня в Заславле интервал движения городского автотранспорта. Да, это большая проблема, которую в последнее время пытаются решить райисполком и коммунальные службы Минского района. Почему они? Да потому, что четыре автобуса в местном автопарке — это их собственность. И это абсолютно не смущает коммунальщиков. 

История не нова — она началась еще в декабре 1997 года. Тогда ЖКХ Минского района при помощи Заславского горисполкома приобрело 3 автобуса, в январе 1998 года — еще один. Автотранспорт поставили на баланс тогда еще «Заславского ЖКХ». И автобусы вышли на городские маршруты. Технику по мере износа меняли. Со временем их заменили на МАЗ-103, срок амортизации которых заканчивается в октябре этого года. Об этом я узнаю у генерального директора КУП «ЖКХ Минского района» Андрея Бекеты. 

Но с тем, что автобусы — это убыточный непрофильный актив, руководитель соглашаться не спешит. Потому что транспорт передан по договорам аренды в ОАО «Автобаза». Документ предусматривает возмещение затрат КУП «ЖКХ Минского района». Более того, автопарк планируют обновить — было принято решение закупить шесть новых автобусов. Договоры лизинга с погашением процентов за счет бюджета уже заключены. Заниматься всем будет ГП «Минрайтеплосеть» — дочернее предприятие КУП «ЖКХ Минского района». Почему именно оно? Да потому, что устав этого предприятия позволяет заниматься организацией пассажирских перевозок. Да и лицензия имеется. А еще один весомый аргумент в пользу такого решения — возможность самостоятельно хранить и обслуживать автотранспорт. Для этого коммунальному предприятию даже не нужно расширять штат и тем самым дополнительно тратиться. 

Андрей Бекета резюмирует: наличие непрофильных автобусов на качество оказания жилищно-коммунальных услуг не влияет. Не повлияет оно и на работу ГП «Минрайтеплосеть». Жители многоквартирного жилфонда района тепло будут получать исправно. Да и потом, Директива № 7 не запрещает передавать организациям ЖКХ непрофильные объекты. Главное, чтобы было их финансовое обеспечение в полном объеме. 

Получается вполне милая картина. Автобусы выходят на маршрут, заславчане более-менее довольны, а коммунальщики вроде бы не жалуются и молча тянут несвойственную им ношу. Но некая недосказанность в разговоре с ними все же остается. Вот вряд ли автопарк предложил бы коммунальщикам свои услуги по перекладке теплосетей, так и участие ЖКХ в деле транспортных перевозок кажется совсем нелогичным.

Автобаза арендует все четыре пассажирских автобуса.
 

Каждому свое 

С оптимизмом коммунальщиков не согласны и в ведомстве, на которое возложен финансовый контроль. Тем более, как считают специалисты КГК, заработать на аренде нынешних четырех автобусов, которые арендует ОАО «Автобаза», все-таки не получилось.

— Полученная предприятием от этого вида деятельности прибыль несущественная и, можно сказать, мнимая. За аренду четырех автобусов МАЗ перевозчиком с февраля 2016 года уплачено КУП «ЖКХ Минского района» 10,4 тысячи рублей, и на 1 марта этого года его задолженность по арендным платежам — 111,3 тысячи рублей, — приводит цифры Наталья Хлебовец, начальник управления контроля отраслей хозяйства Комитета госконтроля Минской области. 



При этом, отмечает, техническое состояние парка подвижного состава данного перевозчика достигло критического уровня и не обеспечивает условий по безопасности перевозок, что также значительно усугубляет его финансовые показатели. 

Более того, у специалистов КГК есть претензии к предприятию из-за наращивания непрофильных активов. Речь идет о тех самых новых шести автобусах. 

— Сумма лизинговых платежей за восемь лет составит 2,6 миллиона рублей, — вносит ясность Наталья Хлебовец. — Основное направление ГП «Минрайтеплосеть» — повышение качества услуг теплоснабжения при одновременном снижении затрат на их оказание. За прошлый год предприятие выполнило доведенное задание по снижению затрат лишь на 86,7 процента. Это значит, что при возможности, например, сэкономить 10 рублей, предприятие сэкономило только 8. 

Практика показывает: каждый должен заниматься своим делом. Тем более что печальный опыт финансовых неудач и последующего длительного освобождения от непрофильных активов в области имеется. И немалый. К примеру, в течение ряда лет УП «Несвижское ЖКХ» безрезультатно пытается продать с аукциона производственный комплекс нефтебазы, а также пожарное депо и штаб войсковой части. Причем оба эти строения расположены в Несвиже.
 

Кто закроет минусы?

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», — писал баснописец Крылов. Несложно с ним согласиться. Убытки от содержания непрофильных активов в ЖКХ по всей стране в прошлом году составили 2,2 миллиона рублей. Это втрое меньше, чем пять лет назад, когда об этой проблеме стали говорить впервые, но тем не менее. По закону помощь в содержании таких объектов должна приходить из местных бюджетов, но в реальности это происходит далеко не всегда.

Наталья Хлебовец объясняет: 

— Президент неоднократно обращал внимание облисполкомов на необходимость освобождения коммунальных организаций от непрофильных активов. В рассматриваемом случае предприятие, наоборот, наращивает их количество, но подобную ситуацию наблюдаем и в других организациях системы ЖКХ Минщины, где с 2016 года количество принятых непрофильных объектов увеличилось с 149 до 176. На их содержание 16 организаций ЖКХ потратили 1,2 миллиона рублей собственных средств и получили убыток в 0,8 миллиона рублей. В основном спровоцировали эти минусы военные городки, стадионы и рынки. 

Что касается возмещения местными исполкомами затрат на содержание непрофильных объектов, установлено: только по 167 непрофильным объектам (94,9 %) заключены соответствующие договоры. При этом договоры на возмещение затрат на содержание непрофильных объектов в семи районах Минской области — Копыльском, Крупском, Любанском, Минском, Пуховичском, Слуцком, Смолевичском — заключены местными исполнительными и распорядительными органами с организациями ЖКХ только в октябре 2018 года. Но реальность такова, что в прошлом году возмещал затраты только Молодечненский райисполком — для КУП «Молодечноводоканал» погасили из местного бюджета 0,4 миллиона рублей. Следует заметить, что такая картина присуща не только Минщине, все области страны в той или иной степени обременены проблемой непрофильных активов в ЖКХ.

Как видим, вопросов по передаче и содержанию непрофильных объектов достаточно. Их мы зададим профильным специалистам во время круглого стола, который пройдет сегодня в издательском доме «Беларусь сегодня». Участие в нем примет руководство ЖКХ, а также представители Комитета госконтроля, Госкомимущества и регионов. Очевидно, проблему эту можно решить лишь комплексно, объединив усилия. 

автор: Елена Мисник
фото: Александр Кушнер

misnik@sb.by

0 Комментариев
Карта
Погода